ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЖИВОТНОВОДСТВА – ВИЖ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Л.К. ЭРНСТА
ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста

ВКонтакте Инстаграмyoutube
Год науки и технологий в России (баннер)

Российские ученые расшифровали митохондриальный геном вымершей ленской лошади

В журнале Mitochondrial DNA российскими учеными опубликована полная последовательность митохондриальной ДНК ленской лошади (Equus lenensis) – одного из типичных представителей мамонтовой фауны Северо-Восточной Сибири.

Данная работа рассматривается авторами как задел для будущего геномного проекта, направленного на понимании эволюции мегафауны Плейстоцена. Работа опубликована в декабре 2019 года.

Русская полярная экспедиция 1900 – 1902 годов под руководством Толля своей основной целью ставила исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов, а также имела национальное значение, поскольку конкуренция за принадлежность Арктики, началась еще в те далекие времена.

В этой экспедиции в качестве гидролога участвовал будущий адмирал и один из руководителей белого движения Александр Васильевич Колчак (1874 – 1920), а биологические изыскания лежали на Алексее Андреевиче Бялыницком-Бируле (1864 – 1937). Известно, что экспедиция закончилась гибелью его руководителя, однако богатейшие данные собранные её участниками послужили толчком к развитию естественно-научных исследований российской Арктики.

Среди многочисленного материала зоологом Бялыницким-Бирулей были собраны скелетированные остатки лошадей, чей возраст согласно современным методам датировки составляет десятки тысяч лет.  Черепа лошадей были описаны в начале прошлого века выдающимся отечественным палеонтологом Марией Васильевной Павловой (1854 – 1938) и в настоящее время бережно хранятся в Палеонтологическом Институте РАН (г. Москва).

Алексей Андреевич Бялыницкий-Бируля. Источник: Википедия

Один из лошадиных черепов специалисты Курчатовского института (г. Москва) решили подвергнуть полногеномному анализу, чтобы определить эволюционное положение этого животного, которого зоологи определяют, как ленскую лошадь (Equus lenensis).

Череп ленской лошади, из челюсти которого была выделена использованная в анализе ДНК . Фото предоставлено Е.Н. Мащенко

Команда российских ученых определила полную последовательность её митохондриального генома (небольшая, кольцевая молекула ДНК, находящаяся в митохондриях, органеллах эукариотических клеток – примечание автора). Было показано, что порядок генов (их локализация) и последовательность ДНК у этой лошади мало чем отличается от ее плейстоценовых и современных сородичей.

В своей статье, опубликованной по результатам исследования в журнале Mitochondrial DNA, авторы приходят к выводу, что ленская лошадь не представляет собой отдельную митохондриальную линию в пределах рода Equus, также как другие лошади среднего и позднего плейстоцена Сибири.

Ленская лошадь не представляет собой отдельную митохондриальную линию в пределах рода Equus, также как другие лошади среднего и позднего плейстоцена Сибири. Фото предоставлено авторами научной статьи статьи

Проведенное исследование — лишь первый шаг в рамках работ, которые позволят понять эволюционную историю и причины вымирания мамонтовой фауны, а также генетических основ эволюции млекопитающих. Авторы надеются сохранить приоритет отечественной науки в этой тематике, проводя все этапы исследований в российских научных учреждениях.

Источник новости и фото  - http://treefrog.ru/main/prosto-o-nauke/v-glubine-vekov/489-lena-horse/