logo VIJlogo palace

Federal Research Center for Animal Husbandry named after Academy Member L.K. Ernst
L.K. Ernst Federal Research Center for Animal Husbandry

Ученые ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста в составе международного коллектива приняли участие в исследовании демографической истории самого северного в мире скота из Сибири

Международный коллектив ученых из Королевского ветеринарного колледжа Лондона (Великобритания), AgriBio (Австралия), Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН (г. Новосибирск), Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста (м.н.с. А.Н. Родионов, д.б.н., академик РАН Н.А. Зиновьева), МСХА им. К.А. Тимирязева и Университета  La Trobe (Австралия) под руководством Д.М. Ларкина (Королевский ветеринарный колледж Лондона, Великобритания, ФГБНУ ФИЦ ИЦиГ СО РАН, г. Новосибирск, Курчатовский геномный центр, г. Москва) исследовали демографическую историю, адаптацию и конвергентную эволюцию аминокислотной замены в гене NRAP у самого северного а мире скота из Сибири. Локальные породы крупного рогатого скота являются резервуаром генетической изменчивости, полезной для правильного реагирования на потребности сельского хозяйства в свете продолжающихся изменений климата. Исследование локальных популяций, хорошо адаптированных к разведению в экстремальных природно-климатических условиях, помогает лучше понять эволюционные процессы, происходящие в ответ на экстремальные условия окружающей среды.

Проведенные исследования холмогорского и якутского крупного рогатого скота позволили идентифицировать многочисленные предковые и некоторые новые генетические варианты, позволяющие этим породам адаптироваться к суровым условиям жизни за Полярным кругом. Сканирование отпечатков селекции позволило выявить несколько общих генных путей, связанных с адаптацией к суровому климату у обеих пород, однако спектр генов, затронутый селекцией, существенно различался между породами. Была идентифицирована специфичная для якутской породы крупного рогатого скота мутация в высоко консервативном гене NRAP, которая представляет собой уникальный пример недавнего конвергентного изменения аминокислотной последовательности, общего, по меньшей мере, с 16 видами адаптированных к холоду млекопитающих из шести различных филогенетических отрядов. Полученные данные предполагают конвергентное эволюционное событие в нескольких ветвях филогенетического дерева млекопитающих и быструю фиксацию в одной изолированной популяции крупного рогатого скота, подвергшейся воздействию сурового климата.

Результаты исследований были опубликованы в журнале Molecular Biology and Evolution (Импакт-фактор 11,062, Q1) — https://doi.org/10.1093/molbev/msab078

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.