logo VIJlogo palace

Federal Research Center for Animal Husbandry named after Academy Member L.K. Ernst
L.K. Ernst Federal Research Center for Animal Husbandry

ВКонтакте Инстаграмyoutube

Ученые ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста в составе международного коллектива приняли участие в исследовании демографической истории самого северного в мире скота из Сибири

Международный коллектив ученых из Королевского ветеринарного колледжа Лондона (Великобритания), AgriBio (Австралия), Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН (г. Новосибирск), Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста (м.н.с. А.Н. Родионов, д.б.н., академик РАН Н.А. Зиновьева), МСХА им. К.А. Тимирязева и Университета  La Trobe (Австралия) под руководством Д.М. Ларкина (Королевский ветеринарный колледж Лондона, Великобритания, ФГБНУ ФИЦ ИЦиГ СО РАН, г. Новосибирск, Курчатовский геномный центр, г. Москва) исследовали демографическую историю, адаптацию и конвергентную эволюцию аминокислотной замены в гене NRAP у самого северного а мире скота из Сибири. Локальные породы крупного рогатого скота являются резервуаром генетической изменчивости, полезной для правильного реагирования на потребности сельского хозяйства в свете продолжающихся изменений климата. Исследование локальных популяций, хорошо адаптированных к разведению в экстремальных природно-климатических условиях, помогает лучше понять эволюционные процессы, происходящие в ответ на экстремальные условия окружающей среды.

Проведенные исследования холмогорского и якутского крупного рогатого скота позволили идентифицировать многочисленные предковые и некоторые новые генетические варианты, позволяющие этим породам адаптироваться к суровым условиям жизни за Полярным кругом. Сканирование отпечатков селекции позволило выявить несколько общих генных путей, связанных с адаптацией к суровому климату у обеих пород, однако спектр генов, затронутый селекцией, существенно различался между породами. Была идентифицирована специфичная для якутской породы крупного рогатого скота мутация в высоко консервативном гене NRAP, которая представляет собой уникальный пример недавнего конвергентного изменения аминокислотной последовательности, общего, по меньшей мере, с 16 видами адаптированных к холоду млекопитающих из шести различных филогенетических отрядов. Полученные данные предполагают конвергентное эволюционное событие в нескольких ветвях филогенетического дерева млекопитающих и быструю фиксацию в одной изолированной популяции крупного рогатого скота, подвергшейся воздействию сурового климата.

Результаты исследований были опубликованы в журнале Molecular Biology and Evolution (Импакт-фактор 11,062, Q1) — https://doi.org/10.1093/molbev/msab078

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.